Марина Тен уже более 22 лет в бизнесе. Его она строит в партнерстве с другими предпринимателями. Одно из первых достижений — запуск первого в Узбекистане производства плетеной мебели AIKO. Другой проект Марины — Maqom Bar, который она основала вместе с Алиной Цимерман.
Бизнес Марины весьма многогранен. Многолетний опыт и грамотное управление позволяет предпринимательнице успешно вести несколько бизнесов одновременно. Один из них — апарт-отель Igmar. А на данный момент предпринимательница в процессе запуска нового проекта Igmar Villas Hotel, который находится в Мирабадском районе Ташкента. Также сейчас работает над проектом бренда одежды Ikat Ideas.
В свое время Марина работала в госорганизации. Затем в основном из-за низких заработных плат ушла из найма и начала свой бизнес. И не пожалела об этом. На тот момент ей было легко уйти из найма, так как поддержали родители. Марине на тот момент было всего 24 года.
— Что именно вам нравится в бизнесе?
— Мне в бизнесе нравится право выбора. Но самое важное — когда работаете сами на себя и ни от кого не зависите. Но это не значит, что так легче. Просто в этом есть свои плюсы, которые для меня важнее. Например, свобода. И мне кажется, что я родилась бизнесменом.
— Нужно ли иметь определенный характер, чтобы быть успешным предпринимателем?
— Считаю, что не обязательно иметь какой-то определенный тип характера, чтобы вести бизнес. Любой человек с навыками бизнесмена или без них может иметь свое дело и преуспевать в этом. То есть каждый может зарабатывать деньги, будь то врач или бизнесмен или просто художник. Но надо помнить, что много денег — это еще не бизнес.
— Вы соучредитель своих бизнесов. Вы не управляете ими в одиночку?
— Я работаю в партнерстве. Так легче вести бизнес, когда есть поддержка партнеров. При этом все бизнес-процессы у меня автоматизированы. Мое участие — минимальное. Есть специалисты, которые всем управляют. В итоге у меня остается больше времени на то, чтобы заниматься другими проектами.
На данный момент занимаюсь только тем, что нахожу новые проекты и запускаю их. До момента запуска я делаю все сама, затем бизнес передается управляющим.
— Как вы узнали о программе?
— О программе я узнала из социальных сетей. Я к этому моменту уже работала с ЕБРР. Мы прорабатывали получение грантов для нашей компании на строительство нового отеля. Тогда наша компания смогла получить грант у ЕБРР на проектирование. То есть я была уже хорошо знакома с данным финансовым институтом, с людьми, которые там работают. И, конечно же, я была подписана на все страницы банка в социальных сетях. Оттуда я узнала об этой программе.
То есть у меня была некая особая благодарность ЕБРР, потому что работать с ними одно удовольствие, они настолько понимают и чувствуют, настолько открытые, что первое, что у меня в голове возникло, это то, что я благодарна им.
— Почему решили принять участие в программе?
— Я практически всю жизнь занимаюсь бизнесом. И вот когда доход достиг определенного уровня, я стала заниматься социальной работой, участвовать в различных соцпроектах.
Я не являюсь профессиональным тренером, но эта идея передачи знаний кому-то мне всегда была близка. И когда я узнала о программе, учитывая мою благодарность ЕБРР, я сама проявила инициативу и сказала, что я хотела бы стать ментором в этой программе и быть полезной.
— Кто ваши менти?
— Это Лола Сайфи — владелец Human House и Зиёда Худайбергенова — архитектор.
Я думаю, что с обеими менти у нас происходит взаимный обмен опытом и знаниями. Они у меня чему-то учатся, я у них чему-то учусь.
— Расскажите о работе с Зиёдой.
— Зиёда меня очень сильно поразила. Такая на вид такая хрупкая, домашняя, но когда рассказывала о себе, своей жизни, бизнесе, стало понятно — девушка “монстр” в хорошем смысле этого слова.
Мне не было сложно начинать и вести свой бизнес. Я никогда не сталкивалась с проблемами в бизнесе из-за того, что я женщина. Возможно, это еще зависело от того, в какой семье я выросла. А вот эта девушка росла в узбекской семье и сталкивалась с определенными препятствиями, которые смогла преодолеть благодаря силе своего характера.
У Зиёды был открытый запрос. Она архитектор, достаточно востребованный уже в стране, и хотела бы выйти на международный уровень.
В архитектуре популярность набирается посредством так называемого сарафанного радио, когда в общении между собой люди рекомендуют друг другу специалистов. Мы решили, что для этого ей необходимо развивать личный бренд. То есть делать такие шаги, которые помогут повысить ее узнаваемость как архитектора. C точки зрения пиара ей нужно заниматься личным брендом, показывать, чем она занимается, что она сделала, чтобы про нее было много информации в СМИ, соцсетях и интернете в целом. Еще мы задумывались о том, что нужно написать несколько статей о ней.
— То есть у нее не было запросов по решению проблем в бизнесе, так?
— Я бы не сказала, что у нее есть серьезные проблемы в бизнесе. А если она хочет выйти на международный уровень, нужно просто получить первого клиента. Это самая важная часть. Но сделать это — тяжелее всего. Поэтому, чтобы ей получить первого клиента за границей, нужно пиариться как архитектор. И мы надеемся, что с помощью этого пиара она сможет привлечь внимание клиентов. На данный момент Зиёда ведет переговоры с одной казахстанской компанией. И мы надеемся, что если девушка сможет договориться с этой компанией, то она станет первой ласточкой в Казахстане. И будет дальше двигаться.
Проработали с ней некоторые моменты того, как нужно себя пиарить. Также определили, что нужно обязательно всегда при знакомстве с новыми людьми говорить о том, кто она.
Нетворкинг в бизнесе — одна из самых важных составляющих успеха. Когда вы знакомитесь с людьми очень важно говорить о том, кто вы. Это надо делать максимально четко, чтобы у человека (возможно потенциального партнера или клиента) сложилось конкретное представление о вас.
Поэтому я говорю Зиёде, чтобы ее запомнили, ей нужно всегда представляться правильно. Можно даже придумать очень краткий спич, который должен остаться в голове у человека.
— А каковы успехи у вас с Лолой Сайфи? Как работается с таким опытным предпринимателем?
— С Лолой Сайфи, я думаю, что не так все просто, потому что она уже сформированный человек и плюс она очень занятой предприниматель. Но мы наладили контакт и работаем. То есть мы уже понимаем, какая у нас цель, что нужно для этого сделать и продолжаем работать в этом направлении. А что именно она делает, мне кажется Лола сможет рассказать лучше, чем я.
— А что лично вам дает участие в программе?
— Конечно же, нетворкинг. Большой и эффективный. Мне кажется, это огромный плюс для любого бизнесмена. Вот если мы говорим в широком смысле слова о бизнесе, то очень важное качество бизнесмена — это именно уметь общаться, уметь и любить общаться. Это то, что я умею делать и люблю.
Поэтому такие программы дают возможность познакомиться с очень многими людьми, взаимодействие с которыми возможно будет полезно в будущем. Я думаю, что мы продолжим общение с участниками и после завершения программы.
— Чтобы вы посоветовали начинающим предпринимателям?
— Советую учиться просить и спрашивать, те, кто обладают этими навыками однозначно нацелены на результат.
Не пытайтесь сразу начать свой бизнес. Лучше поработать и на государственной службе и в частных компаниях, получить опыт в разных сферах жизнедеятельности компаний.
Также когда работаете наемным работником, работайте так, как будто это ваш бизнес. Пропускайте все свои решения и действия через себя, как будто вы владелец бизнеса. Вас обязательно заметят и есть шанс, что предложат долю. А еще не жалейте время на общение и помощь людям. Нельзя сидеть на одном месте, нужно расширять контакты и стараться помогать людям.
Помимо этого, хочу сказать, что ошибки были, есть и будут. Учитесь их быстро распознавать и признавать. Если вовремя заметить недоработку и быстро исправить ее, то можно сэкономить много денег.
Начинайте с ниши, в которой мало конкуренции, особенно в первом своем бизнесе. Не высокая конкуренция прощает ошибки и позволяет остаться на плаву. Также советую искать синергию, выбирайте в партнеры специалиста с нужными навыками, отличными от ваших.
Беседовала Азиза Исламова.