О Софье
Несколько лет назад Софья Юсупова была уверена, что программирование это та сфера, в которой она хочет и может реализоваться. Но случайное, казалось бы, присутствие на столичном модном показе Tashkent Fashion Show, организованном Ассоциацией дизайнеров Узбекистана, открыли в ней скрытые возможности. Тогда 2016 год и стал для инженера-программиста по профессии отправной точкой на пути к своему призванию предпринимателя и отчасти дизайнера. Софья — основательница бренда одежды в национальном стиле Adras Republic и владелица шоурума в ташкентском этнопарке «Навруз».
История успеха у каждого своя, уникальная, но почти в каждой из них предпосылкой служили трудности, преодолевая которые и происходит личностный рост и профессиональное развитие.
«Будучи студенткой, мне хотелось одеваться стильно, но финансовые возможности нашей семьи не всегда это позволяли. Однажды мне не купили платье. Тогда я решила, что смогу сшить его сама. Но у меня, разумеется, ничего не получилось, потому что я не владела элементарными навыками кройки и шитья. Мама меня отдала обучаться в ателье, где за год в качестве подмастерья я научилась многому. Главное, поняла, что мне очень нравится шить», — поделилась Софья.
Свое новое увлечение Софья успешно совмещала с учебой в университете – хорошо училась (может программировать роботов для производственных работ, к сведению) и активно участвовала в студенческих мероприятиях. И хотела по примеру своих однокурсников, начинающих предпринимателей, тоже открыть собственное дело. К поиску своей «ниши» подошла ответственно, самостоятельно закладывая теоретический фундамент: изучала тонкости делопроизводства, налогообложения, бизнес-управления и бизнес-планирования, проводила тщательный анализ маркетинговой сферы, рынка, конкурентов. Так Софья нашла перспективный сегмент — бюджетные женские наряды из адраса, который был не сильно массово распространен, разве что на базарах, но качество товара оставляло желать лучшего.
«Название авторского бренда «Adras Republic как нельзя лучше иллюстрировало концепцию бренда современной женской одежды в узбекском национальном стиле. Для меня важны были такие составляющие, как лаконичный стиль, качество, доступная стоимость, актуальность моделей.
Погрузившись с головой в это дело, выяснилось, что я продолжаю работу своего прадеда. Я познакомилась с дальними родственниками, которые до сих пор изготавливают ткани. Я очень горжусь историей своей семьи», — рассказала предпринимательница.
О бизнесе
Без первоначального капитала для открытия бизнеса, но с мощной моральной поддержкой в лице мамы, сестренки и близкого окружения, которые предоставили полную свободу действиям и самовыражению, Софья Юсупова принялась реализовывать план от «желаю» к «делаю». За первый год работы она смогла даже купить автомобиль Matiz благодаря тому, что предлагала в Instagram услуги по пошиву изделий для крупных магазинов. Через год, в 2017, открыла свою первую мастерскую, а в 2018 – магазин.
Год мировой пандемии внес коррективы и заставил Софью принять вынужденные меры – закрыть магазин и развивать онлайн-маркетинг своего бренда. Зато благодаря этому периоду у Adras Republic появился новый продукт, который пришелся по душе любителям одежды с национальным принтом: футболки с адрасовыми вставками по 50 тысяч сумов. Только за лето 2020 года Софья и ее команда продали 1000 штук.
«Готовые футболки мы закупали у родственников по хорошей скидочной стоимости в связи с тем, что эту партию они должны были отправить за рубеж, но она осталась нереализованной из-за закрытых границ. А ткани с национальным орнаментом мы покупали со стоков фабрики в Ташкенте», — рассказала Софья.
Для бренда это стало новым витком развития и мотивацией возвращать детище к жизни. Так, в 2021 появился интернет-магазин с реальным складом продукции по ул. Буюк Ипак Йули. А в 2022 году у «адрасовой республики» появилась своя точка на карте ташкентского этнопарка «Навруз» — именной комфортабельный шоурум — с магазином, детской комнатой, офисом, цехом, кухней и айваном. Здесь представлены модели одежды в более 200 расцветках.
За успехом бренда Adras Republic стоит слаженная работа команды Софьи, составы которой попеременно менялись. С самого начала бизнеса и по сей день с ней портниха. Поддержку оказывали и поклонники бренда, предлагая свои услуги. На новом жизненном этапе, когда Софья теперь не только предпринимательница, но и жена и мама, во всех делах ее поддерживает муж.
«До карантина со мной работали личная помощница, портнихи, продавщица в магазине, четверо стажеров по SMM-продвижению. Ближе к карантину у меня началась депрессия, и я распустила всех. Во время пандемии, когда начали пошив тысячной партии футболок, мне нужен был помощник по таргету и продвижению. Так я познакомилась с будущим мужем. Затем была череда портних, но мы не сработались. Только этим летом я собрала команду из 10 портних, но позже тоже пришлось попрощаться с ними. Сейчас в моей дружной команде две швеи, SEO-специалист, две модели. Работой в шоуруме руковожу сама.
Если в самом начале развития бренда я сама собирала сайт, делала оптимизацию, занималась соцсетями и таргетом, то позже у меня появилась помощница. Сейчас же этим занимается муж. У него своя компания по продвижению и оптимизации сайтов, а также их созданию. Также он оказывает консалтинговые услуги. Сейчас я веду только соцсети», — поделилась бизнес-леди
Об участии в Программе менторинга
«Когда я увидела программу ЕБРР, поняла – это то, что мне нужно, и я должна обязательно участвовать. Потому что получу ценные советы по ведению бизнеса, познакомлюсь с новыми людьми, и это расширит мои границы возможностей и поможет выйти на новый уровень бренду Adras Republic.
Моим ментором стала Севиль Сакаева, соучредитель специализированного агентства по связям с общественностью Maslov: Tashkent, преподаватель в школе Alpha Education по курсу молодого маркетолога и школе PR, эксперт Национального маркетингового центра.
Когда мы составляли цели по системе смарт, я поняла, что мне и моему бренду нужна узнаваемость, повышение продаж. По узнаваемости уже есть прорыв, по продажам наблюдается рост. Так что, я думаю, мы на правильном пути. Конкретные задачи, которые мы выполнили с Севиль — это мы поменяли локацию, провели профессиональную фотосессию, работаем над Instagram и Tik-Tok.
Благодаря менторству, самое главное, выявили ошибки в работе. Потому что со стороны виднее и можно получить объективную оценку. Сейчас мы подошли к стадии пиара. Я думаю, у нас все получится.
В перспективе для меня теперь важно проложить путь бренда Adras Republic от Ташкента к крупнейшим маркетплейсам мира - eBay, Amazon и Wildberries», — рассказала Софья Юсупова.
Беседовала Алена Горбачева.