История успеха: Хосият Рахимова о том, как построила свой бизнес и чем помогает ей развиваться Программа менторинга
Основательница бренда детской ортопедической обуви Orto Kids рассказала о том, как пришла в бизнес и как смогла получить первый заказ на экспорт благодаря Программе менторинга.
Фармацевт по специальности с опытом работы в местных и зарубежных компаниях, член Ассоциации хунармандов в 2018 году основала компанию Orto Kids, которая занимается изготовлением ортопедической обуви, стелек и других принадлежностей для лечения ортопедических проблем индивидуально по замерам.

О Хосият

Хосият Рахимова родилась в Андижане 33 года назад. Замужем, имеет двоих детей. Окончила медицинский колледж, факультет фармацевтики.

Девушка с детства увлекалась медициной и думала стать врачом. Но, как это часто бывает в традиционных семьях, выйдя замуж, родив детей, Хосият с головой ушла в быт и заботу о семье.

После замужества, только спустя шесть лет, Хосият начала работать в аптеке провизором. Это был один из первых опытов работы. А благодаря природному упорству и трудолюбию, она смогла стать заведующей аптеки. 

Несмотря на то, что для Хосият было не просто делать каждый шаг в карьере, она продолжила дальше «покорять эверест». После аптеки она устроилась на работу в фармкомпанию медицинским представителем. Там она набралась достаточно опыта и начала задумываться о том, чтобы начать свое дело.

О бизнесе

Хосият любила медицину, но тяга к предпринимательству пересилила, так как это было в генах. Характер ее отца — очень энергичного, предприимчивого и активного передался и его дочери. И этот характер и послужил одной из причин начала нового пути.

В самом начале Хосият пробовала себя в сетевом маркетинге и онлайн-продажах одежды, средств ухода за собой и многого другого.

« Я хотела начать свое дело, не могла определиться, какую сферу выбрать. Были мысли открыть маленький центр вакцинации, детский массажный центр, магазин косметики или стать официальным поставщиком одного из известных косметических брендов. Но на эти направления нужны были огромные финансы, и я в то время себе все это позволить не могла.

В итоге так получилось, что мне удалось совместить два интереса: медицину и предпринимательство. Это получилось совершенно случайно. Моя знакомая на тот момент продавала свой бизнес по продаже ортопедической обуви. И я решила рискнуть и выкупить у неё этот бизнес. Но там много чего нужно было начинать с нуля. Например, на первых этапах мне удалось расширить клиентскую базу, нанять новых сотрудников», — поделилась предпринимательница. 

Хосият очень щепетильно относится к своей работе и большое внимание уделяет качеству продукции. В процессе построения нового бизнеса она разработала новые модели обуви. Сама заказывала у обувного модельера лекала. Наняла дополнительно помощницу с медицинским образованием, начала делать публикации в торговых группах Таджикистана. Затем стали поступать частично заказы и оттуда.

На этом девушка не остановилась и продолжила развивать бизнес путем маркетинга и рекламы. Это была колоссальная работа, проделанная предпринимательницей.

«Также одна из причин, которая привлекла меня в этом бизнесе — изготовление ортопедической обуви, так как я сама столкнулась с этой проблемой лицом к лицу: у сына в 2-3 годика был плосковальгус. Нам приходилось заказывать сыну ортопедические сандали, на вид они были очень грубые и тяжелые. Тогда я задалась вопросом: почему они не могут сделать красивые модели? Мой ребенок так и не смог носить эту обувь. Детям, страдающим плоскостопием, важно носить правильную анатомическую обувь параллельно с основным лечением», — поделилась она.

Orto Kids не остается безразличной к проблемам общества и поэтому 3-4 раза в год компания бесплатно изготавливает обувь для Общества социальной взаимопомощи инвалидов и делает постоянные скидки детям с особыми потребностями.

Параллельно магазину Orto Kids Хосият открыла маленький учебный центр, но так как фокус делился на два дела, она не смогла сосредоточиться на чем-то одном. А еще нужно было уделять время семье. 

«Но на том этапе сложно было сфокусироваться на одном бизнесе. Или же можно было это все балансировать, но из-за нехватки скиллов по тайм-менеджменту, расставлению приоритетов не получилось дальше продвигать свое второе дело, то есть не стала прилагать усилий дальше развивать учебный центр.

Будет неправильно, если я скажу, что я прогорела, была в минусе — нет. Но я была как белка в колесе, это забирало очень много времени и сил. Не хватало ресурсов. Тогда решила приостановить деятельность центра. 

Спустя год, как я начала свой бизнес по ортопедической обуви, началась пандемия,  нельзя было никуда не выезжать.  Заказы полностью приостановились. Арендатор требовал оплату, нужно было что-то делать. Я благодаря навыку онлайн-продаж оформляла заказы дистанционно. Отправляла фото родителям, как брать замеры,  они присылали фото, выбирали модель, и по меркам мы изготавливали обувь и отправляли доставкой их заказы», — рассказала Хосият Рахимова. 

О программе и работе с ментором 

О программе Хосият узнала на страничке Азизы Умаровой (руководитель SmartGov Consulting — оператора Программы менторинга) в Facebook. Девушка заинтересовалась проектом и решила попробовать свои силы и подала заявку.

«Очень хочется научиться грамотно управлять бизнесом, увеличить продажи, тем самым и доход. В этом мне помогает изучение опыта и путей к успешному делу у менторов, профессиональных тренеров, которые проводят мастер-классы. Также хочу отметить, что обрела новые знакомства, у всех есть чему учиться.

Другая цель участия в проекте — это научиться как можно меньше допускать ошибок в бизнесе. Я понимаю, что только методом проб и ошибок человек набирается опыта, но все же хочется их делать меньше.

На данный момент с ментором учусь правильному тайм-менеджменту, нам ещё в начале проекта давали задание сделать тест по двум инструментам: «Колесо Бизнеса» и «Колесо Менеджмента». Смысл этого приема в том что, можно проанализировать свои жизненные приоритеты и выстроить правильные планы развития бизнеса и личностных качеств», — рассказала участница программы.

Ментор Хосият —  успешная бизнес-вумен Мастура Тагаева, которая занимается консультированием в сфере экспорта. Также она создала Альянс женщин-предпринимателей Узбекистана, чтобы помогать повысить их потенциал для достижения высоких результатов в бизнесе. 

«Я изначально, когда нам давали право на выбор ментора, её и выбирала. И я очень рада и благодарна, что организаторы проекта учли моё мнение и предоставили такую возможность», — поделилась Хосият.

Как рассказала молодая предпринимательница, Мастура Тагаева, изучив потребности своей подопечной, прописала пошаговую инструкцию,  как развивать бизнес, что делать, чему уделять больше внимания. 

С помощью  советов и рекомендаций от своего ментора Хосият сделала акцент на продвижение в соцсетях, наняла SMM-специалиста. Он начал дело с оформления странички, публикаций продающих медиафайлов, запустил таргетированную рекламу, благодаря этому добавилось дополнительное количество целевой аудитории.  

«Одно из главных достижений за этот период - то, что на нас обратил внимание один  детский магазин в Казахстане, который тоже занимается продажей ортопедической обуви. У них были готовые привозные варианты, они проявили желание сотрудничать с нами и заказали 60 пар обуви определённых моделей с их логотипом, так как у нас очень большой ассортимент моделей, разные расцветки натуральной  кожи, приемлемые цены, полностью ручная работа: начиная от кройки кожи вплоть до затягивания на подошву. Могу сказать, что это был маленький шажочек в сторону экспорта в соседние страны», — поделилась девушка.  

Также ментор всегда помогает Хосият и в личностном плане. Поддерживает морально, мотивирует и помогает повысить уверенность в действиях.

«Я переборола барьер стеснения заявить о себе и начать что-то новое. Еженедельные тренинги, семинары, встречи с ментором — это просто кладезь новых знаний для меня.
Программа менторинга подоткнула на новые открытия и усилила желание обучаться новому. Хотела бы выразить большую благодарность организаторам проекта ЕБРР и компании SmartGov, а также всем участницам за такую возможность», — рассказала она.

Дальнейшие планы

Молодая предпринимательница поставила перед собой амбициозные цели: открыть несколько филиалов, выйти на экспорт, разработать новые изделия в ортопедической области.  

«Я сейчас веду переговоры по производству новых видов продукции совместно с другим производителем. Помимо обуви и стелек хочу выпустить воротники Шанца,  корсеты и другие изделия, применяемые для лечения ортопедических патологий. 

Также хочу наладить выпуск кожаной ортопедической обуви для взрослых. В планах — купить профессиональный плантограф (прибор для определения уровня плоскостопия и компьютерного замера стопы) и в целом развивать свое дело», — подытожила предпринимательница.

Бизнес Хосият Рахимовой — это пример того, как можно заниматься бизнесом и при этом вносить вклад в решение социальных проблем.

Подготовила Азиза Исламова.
Для информации:
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) совместно с консалтинговым бюро SmartGov запустили Программу менторства для женщин-предпринимательниц в Узбекистане в июле 2022 года. Основная цель — поддержка женщин-руководителей и предпринимателей в дальнейшем развитии бизнеса, совершенствовании навыков и личностном росте, а также обмен опытом и взаимная интеграция.

Данный проект дает шанс каждому ментору и менти проявить свои уникальные таланты, применить экспертные знания. А также обменяться профессиональным опытом, улучшить имеющиеся и развить новые навыки и деловые компетенции. Самой главной ценностью программы является ускоренный личностный и профессиональный рост менти благодаря передаче знаний и опыта авторитетными менторами.
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: mentoring.uzbekistan@gmail.com
Телефон: : (+998) 91-977-22-99
Соцсети: Facebook | Instagram | Telegram